Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Битва фильмов за «Оскар» по спецэффектам: расстановка сил

Объявлен шорт-лист претендентов в номинации «Лучшие визуальные эффекты»

Американская киноакадемия назвала десять фильмов, которые попали в шорт-лист кандидатов на получение золотой статуэтки за визуальные эффекты. Пять счастливчиков станут известны 10 января, но мы решили присмотреться к каждому из десяти претендентов и опубликовать список из пяти вероятных номинантов уже сейчас.

Битва фильмов за «Оскар» по спецэффектам: расстановка сил

Битва фильмов за «Оскар» по спецэффектам: расстановка сил

Представители киноакадемии, отвечающие за выбор фильмов в категории «Лучшие визуальные эффекты», соберутся 3 января вместе, чтобы посмотреть десятиминутные презентации по каждому претенденту. По окончании презентаций пройдет процедура голосования, по результатам которой будет сформирован список из пяти финалистов-номинантов. Критерии выбора не озвучиваются, но разум подсказывает, что как минимум учитывается технологическая новизна, комплексность и художественная ценность в контексте фильма, а также положительная реакция аудитории. Руководствуясь этими критериями, мы изучили все картины из списка и отобрали пять номинантов на получение премии «Оскар». Рассматриваемые фильмы расположены в произвольном порядке. Некоторые ленты из списка прокомментируют российские супервайзеры визуальных эффектов.

«007: Координаты «Скайфолл»

Мировые кассовые сборы - $873,6 млн (прокат продолжается)


Самый кассовый фильм «бондианы» и среди фильмов о шпионах снят с нажимом на реализм. Зрелищные сцены представляют собой качественный сплав физических эффектов и компьютерной графики. Производственная группа опробовала как традиционные техники, например, съёмку миниатюрных моделей для сцены с подрывом вертолёта и автомобиля главного героя, так и компьютерную анимацию; дракон с острова Комодо - персонаж, сгенерированный на компьютере трёхмерщиками студии Cinesite. В технологическом аспекте фильм не привнёс никаких значимых нововведений, подобные картины на столь же высоком уровне снимались и раньше. Пример тому - «Казино Рояль» (2006). В художественном же плане качественные визуальные эффекты великолепно обрамляют увлекательную историю. В пятёрку номинантов картина Сэма Мендеса не попадёт из-за более сильных конкурентов.

Комментарий VFX супервайзера Аркадия Дубинина («Generation П»
Вслед за «Гарри Поттерами» фильм о Бонде ушёл в сторону жёсткого триллера, распрощавшись с относительно легким жанром (просто личное ощущение, без какой-либо оценки). Invisible VFX - действительно, абсолютно «невидимые».

Проект «Начинка», в котором разобран трейлер фильма «007: Координаты «Скайфолл»

«Белоснежка и охотник»

Мировые кассовые сборы фильма - $396,3 млн


Дорогостоящее фэнтези дебютанта в игровом кино Руперта Сандерса может похвастаться отличной анимацией персонажей, выполненной специалистами студий Rhythm&Hues («Бэйб», «Ночь в музее-2» и Double Negative («Бэтмен: Начало», сценами разрушения, а также красивыми пейзажами, представляющими собой улучшенные художниками натурные виды британских земель. Ничего революционного в картине Сандерса нет, но работа проделана, действительно, большая - с учётом сжатых производственных сроков. Помимо этого у фильма «Белоснежка и охотник» в наличии не уникальный, но всё же собственный визуальный стиль без явных заимствований, что уже немало. Для попадания в пятёрку финалистов этого набора не хватит, но в десятке лента Сандерса находится совершенно заслуженно.

Дублированный трейлер фильма фильм «Белоснежка и охотник»



«Облачный атлас»

Мировые кассовые сборы фильма - $58,9 млн (прокат продолжается)


Фильм режиссёров Вачовски и Тома Тыквера не произвёл фурора в кинопрокате и профессиональном сообществе, как в своё время «Матрица» (1999), но всё же именно видеоряд и монтаж - самые сильные стороны этого проекта. В фильме шесть взаимосвязанных историй и более 1600 планов с компьютерной графикой. Какие-то истории демонстрируют качественные визуальные эффекты без стеснения (футуристический Нео-Сеул и сцены с Козопасом), другие - их содержат, но они носят невидимый характер (дорисовка фонов, создание городских панорам по фотографиям). Следует отметить хороший режиссёрский вкус и чувство меры постановщиков, поэтому спецэффекты работают на историю и не превращаются в аттракцион. Тем не менее, это далеко не самый зрелищный фильм в рассматриваемом шорт-листе. Помимо этого заокеанские кинокритики в целом прохладно приняли проект, а уважаемый в штатах журнал Time и вовсе назвал его худшей картиной года. Попадание в пятёрку будет неожиданностью. Всё-таки «Облачный атлас» - тёмная лошадка, а не фаворит.

Комментарий VFX супервайзера Аркадия Дубинина:
Прекрасно во всех отношениях! Сильное, крепкое кино. Некоторые актёры просто потрясли способностью перевоплощаться. VFX настолько аккуратно сделаны и гармонично использованы, что вообще не вызывают никаких вопросов».


Проект «Начинка», в котором рассказывается о создании спецэффектов и съёмках фильма «Облачный атлас»


«Джон Картер»

Мировые кассовые сборы - $282,3 млн


Фильм по мотивам романа Эдгара Райса Берроуза не оправдал возлагавшихся на него надежд. Картина провалилась в прокате (производственный бюджет - $250 млн) и стала основной причиной увольнения Ричи Росса, одного из руководителей компании Disney. Фильму не удалось повторить финансовый успех «Аватара»: анимация персонажей и сражения боевых кораблей удались, а вот пейзажи Марса получились однообразными под стать довольно тривиальной истории о становлении героя и поиске самого себя. На провал картины в прокате киноакадемики могли бы закрыть глаза при наличии сильного технологического козыря, как в случае с неудавшимся блокбастером «Посейдон» (2006), который содержал сцены с превосходно для своего времени симулированной на компьютере океанской водой. В фильме «Джон Картер» нет заметных технологических новшеств, поэтому шансов попасть в заветную пятёрку у этого проекта очень мало.

Демонстрационный ролик студий визуальных эффектов Cinesite и MPC, которые работали над видеорядом фильма «Джон Картер»

«Новый Человек-паук»

Мировые кассовые сборы - $752 млн


Новый фильм о популярном герое не поражает воображение, но сделан на совесть. В ходе презентации своей работы над визуальными эффектами, студия, наверняка, сделает упор на Ящера. Это самая сложная трёхмерная модель из когда-либо созданных художниками студии Sony Imageworks («Люди в чёрном 3», «Человек-паук 1-3»). Зелёный ящер насчитывает свыше 128 миллионов полигонов (минимальная поверхность для визуализации в 3D графике - прим. авт.), на просчёт одного кадра требовалось чуть более 10 часов. Sony Imageworks использует в работе программу для визуализации Arnold, которая в отличие от софтверных конкурентов, например, Renderman, опирается на иные вычислительные алгоритмы и представляет собой однонаправленный стохастический трассировщик лучей (происхождение луча света и его направление установлены с помощью случайных чисел - прим. авт.). Arnold выдаёт одну из наиболее физически точных моделей освещения, что положительным образом сказывается на реализме 3D-объектов в кадре. В фильме «Новый Человек-паук» огромное число полностью компьютерных планов. Отметим также большую работу, проделанную художниками для изображения Нью-Йорка. В подавляющем числе сцен - это виртуальный мегаполис. Важно, что кинокритики и зрители приняли фильм тепло, положительно оценив старания создателей перезапустить франшизу. Так что шансы на попадание в число номинантов у фильма «Новый Человек-паук» неплохие, но не самые высокие.

Ролик демонстрирует процесс создания эпизода битвы Ящера и Человека-паука в школе для фильма «Новый человек-паук»


«Прометей»

Мировые кассовые сборы - $402,4 млн


Сэр Ридли Скотт снял один из самых обсуждаемых фильмов года среди любителей кино. «Прометей», наверняка, не лучшая работа британского мастера в плане сюжета и драматургии, но визуально - точно, одна из самых сильных. Именно отличная постановочная часть ленты удерживает внимание зрителя и под толщей визуальных аттракционов скрывает сценарные «огрехи». «Прометей» - большой проект, реализацией которого занимались одни из лидеров индустрии - студии Weta Digital («Аватар», MPC («Принц Персии: Пески времён» и другие. Фильм берёт качеством и разнообразием визуальных эффектов. Ридли Скотт придерживается консервативных взглядов на процесс кинопроизводства, поэтому он по-максимуму старается снять на площадке и обращается за помощью к художникам по компьютерной графике только тогда, когда убедительно запечатлеть вживую действие не представляется возможным. Поскольку события «Прометея» происходят на другой планете, где герои сталкиваются с внеземной формой жизни, таких обращений было предостаточно. Но вместе с тем, на площадке здорово проявили себя специалисты по аниматронике (механизированные модели - прим. авт.) и пластическому гриму. Звёздная карта, падение Джаггернаута (инопланетный корабль - прим. авт.) и самопожертвование Создателя особенно впечатляют при просмотре на большом экране в стереоформате. Трёхмерная модель Создателя, фигурирующая в нескольких планах, подтолкнула студию Weta Digital внести изменения в алгоритм для просчёта подповерхностного рассеивания света под кожей. Распадающийся на части, смоделированный на компьютере персонаж, выглядит пугающе реалистично, благодаря обновленной технологии визуализации. С учётом всего вышесказанного и приличных кассовых сборов, «Прометей» будет в числе номинантов с большой долей вероятности.

Комментарий VFX супервайзера Эдуарда Каргина («Новая земля», «ПираМММида»
В фильме качественные и проработанные эффекты, прекрасные рисованные фоновые изображения. Кино очень аккуратное и законченное».

Демонстрационный ролик студии MPC, создававшей визуальные эффекты для фильма «Прометей»

«Тёмный рыцарь: Возрождение легенды»

Мировые кассовые сборы - $1,081 млрд


В этом году Кристофер Нолан ударно в финансовом плане завершил собственную трилогию о Бэтмене. И тут следует сказать, что Нолан относится к числу режиссёров, которые на первый план выводят историю, а не феерические эффекты. Разумеется, «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» содержит некоторое количество планов с компьютерной графикой, но при этом абсолютно все компьютерные эффекты созданы в максимально реалистичном стиле. Над видеорядом картины работали проверенные супервайзеры, получившие премию «Оскар» за «Начало» (2010). Козыри проекта - физические спецэффекты, воздушные трюки, миниатюра и IMAX-формат сцен действия. А вот фотореалистичные виртуальные городские панорамы и разрушения, которые создали для фильма, вряд ли кого-то удивили. Роланд Эммерих («2012» и Майкл Бэй (трилогия «Трансформеры» занимаются подобным постоянно. В блокбастере Нолана динамика разрушений твёрдых тел (мосты, стадион) имитирована качественно, но в этом нет никакого прорыва. Пожалуй, «Начало» в визуальном плане было изобретательней и ярче. Тем не менее, в номинанты проект может попасть в силу популярности самой картины и художественной роли эффектов в изобразительном ряде фильма.

Проект «Начинка», в котором разобраны некоторые сцены фильма «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды»

«Мстители»

Мировые кассовые сборы - $1,51 млрд


Самый кассовый фильм года пестрит спецэффектами и компьютерной графикой. Достаточно сказать, что «Мстители» - самый амбициозный по задумке и эффектам проект, спродюсированный Marvel Studios. Основными подрядчиками были Weta Digital и ILM (франшиза «Звёздные войны». Физическими спецэффектами занимались Legacy Effects (франшиза «Железный человек» и New Deal Studios («Начало»). Видеоряд фильма вобрал в себя все известные технологии, начиная от относительно простой дорисовки заднего плана и стильного видеодизайна, заканчивая сложной анимацией персонажей посредством техники захвата актёрской игры и комплексными симуляциями объектов и явлений окружающей действительности. Ничего революционного в картине нет, но объём работы, сложность и качество обязательно сыграют свою роль, «Мстители» - 100% номинант.

Комментарий VFX супервайзера Эдуарда Каргина:

Пожалуй, самым зрелищным фильмом можно назвать «Мстители», хотя ощущение компьютерной игры при просмотре иногда возникало. Масштаб разрушений и количество разрушителей приближается к триквелу «Трансформеров», хотя и не дотягивает до него. Есть моменты слабого композитинга, физика и разрушения почти без нареканий. Кстати, финальная сцена вызывает приступы дежавю: летающая между небоскрёбов жестяная мега-рыба, луч открывающий портал в космос, уверен, Джосс Уидон способен на большее, нужно вернуться к творческому подходу, продемонстрированного им в сериале «Светлячок»!

Зрелищный фрагмент фильма «Мстители» без видимых монтажных склеек


«Жизнь Пи»

Мировые кассовые сборы - $113,1 млн (прокат продолжается)


Фильм Энга Ли о путешествии индийского юноши в компании с дикими животными имеет одни из самых высоких шансов не только на включение в список номинантов, но и на получение золотой статуэтки, и вот почему. Главный герой большую часть своего увлекательного путешествия через океан проводит в кампании полосатого зверя, созданного и анимированного средствами компьютерной графики для 80% планов с ним. Животное сделано с потрясающей достоверностью, а ведь по уровню сложности подобная творческая задача гораздо серьёзней моделирования и анимирования, например, Халка или сказочного тролля. Дело в том, что внешний облик тигра и его повадки хорошо всем знакомы по документальным программам о животных, многочисленным фотографиям и походам в зоопарк. А Халк и прочие сказочные персонажи - это вымышленные существа, образы которых не требуют документальной точности, чтобы убедить зрителя в своём существовании. Круче и сложнее трёхмерного животного для воплощения в графике только CGI-человек. Помимо тигра в картине Энга Ли компьютерная обезьяна и зебра, плюс превосходная симуляция воды, невероятной красоты рисованные задники и умное стерео, которое подчёркивает экранную драматургию. Ленту высоко оценили кинокритики, а Джеймс Кэмерон даже заявил, что «Жизнь Пи» - новое слово в области стерео. Российский кинозритель получит возможность ознакомиться с визуальным шедевром Энга Ли 1 января.

Ролик о создании визуальных эффектов и анимации для фильма «Жизнь Пи» Энга Ли



«Хоббит: Нежданное путешествие»Питер Джексон - один из немногих режиссёров на планете, кто в состоянии снимать кино с таким невероятным размахом. Трилогия «Властелин колец» (2001-2003) и «Кинг конг» (2005) в своё время стали событиями в индустрии компьютерной графики и заслуженно удостоились «Оскаров». Трилогия о Хоббите постарается повторить достижения прошлых работ Джексона, но сделать это будет трудно, поскольку в Средиземье мы уже были, и эффектом новизны нас не возьмёшь. Придётся сильно удивить, и это настоящий вызов для художника, которым Джексон, без сомнения, является. Возможно, одну из ключевых ролей в восприятии сыграет частота съёмки. «Хоббит: Нежданное путешествие» - первый фильм, который снимают и собираются демонстрировать в ряде залов с частотой 48 кадров в секунду. Киноакадемики обязательно отметят этот факт.

Проект «Начинка», в котором рассказывается о спецэффектах нового фильма Питера Джексона «Хоббит: Нежданное путешествие»

Итак, подведём итоги. В пятёрку фильмов, которые сразятся за «Оскар» в номинации лучшие «визуальные эффекты», скорее всего, войдут:
«Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» (конкурент - «Новый Человек-паук»«Прометей»«Мстители»«Жизнь Пи»
"«Хоббит: Нежданное путешествие»":http://filmpro.ru/movies/15409984
Ридли Скотт, Джеймс Кэмерон, Энг Ли, Сэм Мендес, Джосс Уидон, Том Тыквер, Питер Джексон

Новинка

Эмоции от статьи

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100