На российские экраны вышел отечественный приключенческий боевик «Соловей-Разбойник» об отчаянном и дерзком романтике, пытающемся восстановить справедливость в родном краю. Но для достижения своих целей он использует не самые честные методы. Гость Просмотрового зала «Индустрии кино» - автор сценария, продюсер фильма Иван Охлобыстин, исполнивший также в экшн-боевике главную роль. В эксклюзивном интервью программе он расскажет, как придумал историю о Соловье-Разбойнике, поразмышляет о вечном противостоянии героя и толпы, а также поведает о своих будущих проектах.
Иван Кудрявцев
Иван, здравствуйте.
Иван Охлобыстин
Здравствуйте. Спасибо, что пригласили.
Иван Кудрявцев
Прежде всего, почему жанр этой картины, вы характеризуете как приключенческий боевик. В этой картине я видел много комедийных элементов. В ней есть, конечно же, и элемент трагедии, потому что главные герои фильма не от хорошей жизни берутся за своё трудное и кровавое дело.
Иван Охлобыстин
Потому что драма всё-таки предполагает подстраиваться под неё, так же, как и мелодрама, и трагикомедия. По количеству событий, происходящих в фильме, легче всего определить это как приключенческий боевик. А там уже каждый для себя решит, какой это жанр.
Иван Кудрявцев
Соловей-разбойник по былинам - это отрицательный персонаж. В фильме - как минимум, противоречивый.
Иван Охлобыстин
Да, он противоречивый, кстати, и по былинам тоже.
Иван Кудрявцев
То есть он не абсолютное зло?
Иван Охлобыстин
Абсолютным злом он стал по мотивам народных песен. Если брать историческую часть, то соловей-разбойник был другом Владимира Ясно-Солнышко до его крещения. А разногласия у них начались уже после того, как Владимир начал свою христианизацию.
Там были больше административно-политические вопросы, нежели идеология. Так соловей-разбойник и стал отрицательным персонажем. Мы не рассматривали его с исторической точки зрения. Разбойник по своей сути не бандит. Это былинный персонаж, который, в принципе, обязан выступать за народ. Изначально, он, скорее всего, был просто бандит, как в случае со Степаном Разиным или Емельяном Пугачёвым. Люди не знали, к кому обращаться за помощью. И, соответственно, они обращались к разбойнику, который «держал» эту территорию.
Иван Охлобыстин в роли Соловья-Разбойника.
Иван Кудрявцев
Как мне показалось, это ещё и история эволюции героя. Потому что начинает он с озлобленного бунта против окружающей его действительности, а приходит к благородным целям, пускай и достигает их неблагородными методами.
Иван Охлобыстин
Боевыми методами. Их нельзя оценивать с точки зрения благородства или нет, но, в общем-то, да - это эволюционный путь. Общество требовало от моего персонажа неких действий. Причём, эти действия внушались. Ему говорили: «Мы, как волки, должны вгрызться». И он выслушал, но где-то лопнула струна, и после выяснилось, что это разбойничий путь.
Иван Кудрявцев
Где вы черпали вдохновение при написании сценария: в каких новостях, в каких событиях нашей жизни? Может быть, каких-то персонажей вы взяли из числа увиденных вами героев из новостей?
Иван Охлобыстин
Это комбинированные образы. Но они все были собраны под исполнителей ролей. Потому что я учитывал при написании сценария какие-то нюансы речевой подачи.
Иван Кудрявцев
Расскажите про ваших партнёров по картине: как вам работалось с Сергеем Бадюком и с Евгением Стычкиным?
Иван Охлобыстин
Замечательно. С Сергеем Бадюком я давно знаком. Мы раньше тренировались в одном спортивном зале. Занимались рукопашным боем с элементами уличного. Пересекались мы несколько раз и по творческим проектам, но такого тесного творческого альянса у нас ещё не было. Евгения Стычкина я тоже знаю уже тысячу лет. Он харизматичен, дико энергичен, умён, под него тоже была адаптирована роль Дебета. Игоря Жижикина, удивительно, что вообще удалось привлечь, потому что он всё-таки голливудский человек. Здесь бывал редко. Я влюблён в него как в человека, не говоря о том, что он замечательный актёр.
Оксана Фандера, мне кажется, - одна из самых красивых, умных и глубоких женщин российского кинематографа. В ней прекрасно сочетаются красота, ум, обаяние, нежность, - всё вместе. Мария Голубкина играла игуменью монастыря. Под неё тоже адаптировали текст. Прекрасный коллектив получился!
Иван Охлобыстин, Сергей Бадюк и Евгений Стычкин на съёмках «Соловья-разбойника».
Иван Кудрявцев
Наверняка к фильму будут какие-то претензии, вопросы, будет раздаваться много похвалы и критики. В первую очередь то, что сама по себе задумка - провокационная, но и содержательно в фильме сосредоточено ни мало провокаций. К примеру, сцена финального боя, где ваш герой выходит против батальона солдат.
Иван Охлобыстин
Трёхсот солдат! Но основная претензия «притянута за уши»: критикам ведь надо было что-то сказать в минус, а сказать было нечего. Те, кто бежит в форме в финальной битве, - это всё десантники. Я сам по себе такой человек жилистый, подготовленный, но 200 раз сделать переворот с выходом на удар - это очень тяжело. Мы изначально закладывали элемент сказки, как в любой сказочно-приключенческий боевик.
Иван Кудрявцев
В этом фильме вы рисуете конфликт, исход которого может быть только трагичным, если довести этот его до полного Абсолюта. Если та сторона, против которой бунтовщик взбунтовался, не уступает, то это действительно тотальный конфликт. Проще говоря, это история про русский бунт, который…
Иван Охлобыстин
Бессмысленный, кровавый и беспощадный. Да, так было со всеми, кто пытался что-то изменить. Это естественное развитие ситуации. Кто бунтовал, тот был четвертован, а кто не бунтовал, тот становился отрицательным персонажем в народных песнях. В кроваком бунте нет победителей. Рано или поздно, это всё оборачивается против победителя в том числе.
Трейлер фильма «Соловей-Разбойник»
Иван Кудрявцев
Значит, сцена с солдатами – это такой страшный намёк на то, чем всё может кончиться, если до подобного бунта дойдёт?
Иван Охлобыстин
А дойдёт обязательно. Там основной посыл в том, один в поле всё-таки воин. Толпой легче управлять, чем одним человеком. Один человек может пойти на принцип. Бунт – это скорее природное явление. Как правило, в бунте виноваты не те, кто в нём участвует, а подстрекающие стороны. Складывается ситуация, когда другой исход невозможен. Я бы очень не хотел, чтобы мои дети, друзья пережили подобное.
Иван Кудрявцев
Кто враги Соловья-разбойника? Давайте их перечислим.
Иван Охлобыстин
Дураки и предатели. Как мой герой и сказал сам. Дураки – те, кто находясь на высокопоставленных чинах, не имеют в себе сил и мужества выполнять то, что на них возложено. То есть обеспечивать свой народ, не давать умирать старикам, давать возможность молодым людям получать всё необходимое. А предатели – это те, кто армию нашу разворовывают, кто Сибирь сейчас распродаёт, к примеру. Сейчас происходит парадокс ситуации. Даже полуграмотная старушка из деревни уже знает дураков и предателей.
Обязательный атрибут приключенческого боевика - солидное вооружение.
Иван Кудрявцев
У меня есть вопросы от пользователей нашего сайта «Фильм Про». Есть ли шанс увидеть вашу новую режиссёрскую работу?
Иван Охлобыстин
Нет, я не хочу быть режиссёром.
Иван Охлобыстин
Я реалист. Когда снял первый художественный фильм, понял, что я не режиссёр по духу. Эта профессия требует определённого набора талантов, собственное желание и готовность. А последнего у меня нет. Я люблю писать сценарии. А актёром стал случайно: оказался в нужное время, в нужном месте. Не стоит строить иллюзий, что вот я такой гениальный вышел, как например, Сергей Безруков или Михаил Миронов. Да миллион ходят по России таких же талантливых! Но я верю в человека и считаю, что если он задался целью достичь чего-то, ему обязательно это удастся.
Иван Кудрявцев
А как вы пишете? Отстраняетесь ото всех, уходите, как в плаванье на подводной лодке? Или вы находитесь в этот момент в постоянном контакте с друзьями, близкими и с тем, чьему мнению доверяете? Пишите полностью сами из головы или советуетесь?
Иван Охлобыстин
Я просто сажусь и начинаю писать, не контактируя ни с кем. Просто у меня внутри уже складывается некое представление о том, что это должно быть. Первые десять страниц – всегда в помойку. Нужно найти волну. А дальше просто вопрос работоспособности.
Иван Кудрявцев
А сценарий «Соловья-Разбойника» вы за сколько написали?
Иван Охлобыстин
Недолго, дня за три-четыре.
Иван Кудрявцев
Наш пользователь сайта Андрей Бонави спрашивает, что для вас кино?
Иван Охлобыстин
Ещё в школе хотел работать в кино. Мне хотелось быть одновременно всем, так и случилось. Сначала я поступил на режиссёрский. В восьмом классе у меня было такое намерение, и оно было реализовано. Всё, что необходимо для этого сделать, я сделал: я писал много, наблюдал. Кино для меня - это не абстрактная вещь, это окружающие меня люди, которых я встречал.
Иван Кудрявцев
Почему вы всё-таки злодеев больше любите играть, чем пригожих?
Иван Охлобыстин
Пригожих играть гораздо сложнее. К сожалению, до сих пор работает вот эта предательская поправка из советских времён, что отрицательное обаяние логично и может быть. А сейчас я считаю, что это порочный путь. Если позвали играть злодея, он должен быть злодейским злодеем. Мне это удалось в «Царе». А положительному персонажу опереться не на что, кроме внутренних качеств. Либо примут положительно, доверят тебе, что ты можешь нести правду, либо нет. Я играл злодея, потому что, в основном, меня так видят. «Соловей-разбойник» - исключение из правил. А так, в принципе, остальные персонажи у меня не злодейские: они странные, противоречивые, но это не классические злодеи.
Иван Кудрявцев
Один из наших постоянных читателей интересуется, планируете ли вы снимать сериалы или, может быть, просто посвятить какую-то из своих работ тому периоду вашей жизни, когда вы являлись священнослужителем?
Иван Охлобыстин и Оксана Фандера. Кадр из фильма «Соловей-разбойник».
Иван Охлобыстин
Нет. Мы запускаем сейчас большой проект. Называется «Эрисан», где японский православный священник служит в русской глубинке. Но это взято не из моего опыта. Это отдельное литературное произведение.
Был снят фильм «Начало пути». Он изначально назывался «Там, где восток» - по воспоминаниям святейшего патриарха Алексия. И «Жития святых» я делал на свои деньги ещё в 90-е. Ни у кого интереса не было тогда, а сейчас вроде как появляется. Я хотел сделать 365 серий. Но тогда это никому не было нужно: смотреть что-то позитивное о людях, которые преодолели самих себя. Это всё вызывало только смех и мои финансовые потери. Сейчас, надеюсь, всё будет нормально. Главное, чтобы это не было скучно, чтобы, прежде всего, этот продукт обладал художественным достоинством. Тогда и всё остальное будет восприниматься. Нужно, чтобы нормально профессионально доводили до сведения, в чём заключается подвиг святого, что за человек он был в жизни, какая была историческая обстановка вокруг. Вот это интересно!
Иван Кудрявцев
Это игровой или документальный проект?
Иван Охлобыстин
Документальный. Он поддержан элементами, предваряющими кино, сквозным видением. Скажем от Димитрия Ростовского. Я просто перекладывал его на современный язык, насколько это возможно, чтобы было понятно и доступно. Василий Блаженный тоже фигурирует в нескольких фильмах.
Иван Кудрявцев
А в каком вы образе хотите рассказывать эту историю? В каком образе вы будете?
Иван Охлобыстин
Я, наверное, как рассказчик буду. Но, честно говоря, лучше взять человека, хорошо произносящего тексты, чтобы на него было приятно смотреть и слушать параллельно. А тексты я бы сам ему написал.
В сериале «Интерны» Иван Охлобыстин исполнил роль опытного доктора Андрея Быков, который постоянно подшучивает над своими подопечными - интернами.
Иван Кудрявцев
Наш пользователь Алексей спрашивает, не планируете ли вы уходить из «Интернов»?
Иван Охлобыстин
Я выполню до конца свои обязательства по отношению к продюсерам «Интернов». Но нужно быть реалистом. Я знаю, что «Интерны» принесли большие деньги каналу и производящей студии. Но это их успех, который меня не касается. Я закончу с «Интернами», после того, как выполню свои обязательства, потому что я всё-таки не актёр. Я не учился специально. Я отбираю чужой хлеб.
Иван Кудрявцев
У меня будет последний вопрос. Когда ваши партнёры по фильму «Соловей-разбойник» - Сергей Бадюк и Оксана Фандера, и Евгений Стычкин - делились с вами, скажем так, своей рефлексией по поводу этой истории, какие мысли вы высказывали? Обсуждали ли вы с ними ваших персонажей, их мотивы, поступки?
Иван Охлобыстин
Они все - профессионалы. Когда они прочитали сценарий, в принципе, у них уже была в голове нарисована картинка. Если заходил разговор о реализации, то это несло в себе какой-то практический оттенок: как сделать удобнее, эффектнее, как фразу прочитать. Потому что многие вещи, которые звучат хорошо в обыденной речи, в кино не звучат. Человек смотрит фильм, в среднем, полтора часа. За это время он должен прочувствовать всю жизнь персонажа. Это нужно конденсировать, сжимать. В литературном варианте это должен быть едва ли не поэтический текст. Я вообще сторонник того, что хороший литературный текст должен петься, даже если это проза.
Иван Кудрявцев
А вы пробовали Соловья-разбойника петь?
Иван Охлобыстин
Да. Но без дикости, конечно, я не стоял в трусах на кухне ночью и не пел. Но по структуре, в принципе, если взять сценарий, это возможно.
Иван Кудрявцев
Почему, кстати, Соловей-разбойник изъясняется таким высокопарным слогом?
Иван Охлобыстин
Он же случайный человек в этой области. Свои представления о том, каким должен быть разбойник, он извлекает из внешнего мира: из ограниченных представлений о белом плаще, золотых зубах, вытянутых из бандитов, поскольку это считается у разбойников эталоном побед, и, конечно, речь. У большого человека должна быть соответствующая речь.
Иван Кудрявцев
Большое вам спасибо за это интервью!