Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Максим Суханов: «Орда существует внутри каждого человека»

Актёр сыграл роль святителя Алексия в фильме «Орда»

Если режиссёру нужно привлечь к работе актёра, который бы сочетал в себе внутреннюю силу, непрекращающееся сомнение, проницательность, наивность и необъяснимое обаяние, то он зовёт Максима Суханова. В масштабной трагедии Андрея Прошкина «Орда» Суханов играет митрополита, которого вызвали лечить заболевшую ханшу, но путешествие в Орду превратилось для него в мучительнейшее испытание. Сергей Сычёв беседует с Сухановым о его новой работе.

Максим Суханов: «Орда существует внутри каждого человека»

Максим Суханов: «Орда существует внутри каждого человека»

Сергей Сычёв
Вам предстояло сыграть человека, которого в жизни почти невозможно встретить, – святого.Как подходить к такому персонажу?

Максим Суханов
Боюсь, я не расскажу вам, как к нему подходить. В общем-то, наверное, как не расскажу и по поводу всех остальных ролей. Особенности работы над ролью всегда очень индивидуальны. По поводу святых, в силу того, что их никто не видел (хотя, может, они ходят среди нас, мы просто о них не знаем), ситуация для разработки роли несколько фантастическая, вы правы. Но тем она и интересна, потому что материал, который ты для роли накапливаешь, может быть откуда угодно. И твоя задача - как можно больше расширить спектр воспринимаемой информации, любой – вербальной, метафизической, энергетической, которая начинает к тебе идти по установленной тобой задаче. Мне сложно описать как-то более скрупулёзно этот процесс. Но установка – это очень правильное слово для любого начинаемого дела, в которое ты постепенно влюбляешься.

Трейлер фильма «Орда»

Максим Суханов в образе митрополита. Праздничное облачение ему в кадре придётся носить недолго


Сергей Сычёв
А как обстояло дело с прототипами?

Максим Суханов
Прототипы? Не знаю, у меня всегда случалось так, что мои герои как можно более собирательные. Мне кажется, это залог того, что объём у роли будет увеличиваться. Поэтому каких-то конкретных людей или какие-то явления я вам не назову. Для меня самое ценное в моём персонаже – это то, что он совершает гражданский поступок. А «орда», так или иначе, существует внутри каждого человека. Но все же никогда никакие низкие энергии не смогут победить то, что мы называем душевными тонкими энергиями.

Сергей Сычёв
Ваш герой – интеллигент того времени. Это видно по тому, как он общается. Он говорит на многих языках, хорошо знает придворные нравы, он аристократичен и воспитан. И его интеллигентность вступает в борьбу с его монашеской жизнью, как видно в фильме. Как вы для себя определяли, в чём суть этой борьбы?

Максим Суханов
Честно говоря, я не думаю о том, что интеллигентность идёт вразрез с его монашескими установками. Другое дело, что и то, и другое можно совершенствовать. А вот варварское существование никак не может сочетаться с интеллигентностью или быть оправдано ею, это точно. А всё то, что касается веры, тех канонов, которые он добровольно соблюдает, и интеллигентности, то, мне кажется, они не противоречат друг другу. Никак. Наоборот, может быть, эти две вещи и составляют его собственный стержень, который противостоит варварству.

Андрей Прошкин обсуждает сцену с актёрами. Для него это самый дорогой в его карьере фильм. Бюджет - около $12 млн


Сергей Сычёв
Ваш герой слишком хорошо знает мир. Он прекрасно понимает законы, по которым он существует, а ведь чтобы стать монахом, ему нужно порвать связи с миром. Собственно, поэтому он большую часть времени молчит, и даже те цитаты из Писания, которые ему хорошо известны, говорят, в основном, посторонние люди вокруг него. Значит, какое-то противостояние всё-таки есть?

Максим Суханов
Вы знаете, противостояние может быть связано с сомнениями, которые переживает любой человек, особенно тот, которому необходимо сделать такой выбор. Выбор непростой, и мой герой, конечно же, должен согласиться и сделать то, что его просят, как человек, отвечающий за свою паству, и как гражданин (ведь это и гражданский поступок тоже). И он не может не сомневаться в том, не гордыня ли в нём говорит, когда он соглашается поехать и вылечить ханшу, а значит, соглашается с тем, что он может вершить чудеса. И, скорее, в этом присутствует большой антагонизм.

Сергей Сычёв
Если судить по кино, начиная со «Страны глухих» и заканчивая «Мишенью», то я заметил, что ваши персонажи обычно, даже если и переживают перелом, то переживают его сильно и остаются сильными до конца, а если гибнут, то всё равно - как сильные люди. Для вас было бы вызовом сыграть такого, не очень сильного человека, который сломался и стал окончательно слабым?

Сентиментальный бандит из «Страны глухих» Валерия Тодоровского мгновенно сделал Суханова известным на всю Россию


Максим Суханов
То, что вы говорите, необычайно интересно. Но я не могу, не прочитав произведение, в котором мне предстоит играть, гипотетически говорить о чём-то. Мне хотелось бы работать больше и больше, но, к сожалению, не так много материала и не так много предложений, чтобы делать такие парадоксальные вещи, которые вы предлагаете. Это интересно, но нужна драматургия, хорошая, талантливая драматургия, чтобы твои вибрации начали откликаться на неё.

Фрагмент фильма «Орда». Святитель Алексий приехал к ханше Тайдуле

Сергей Сычёв
Ну, скажем, король Лир может служить как раз тем примером. Как по-вашему он в своём безумии остаётся сильным человеком или он всё-таки слабеет?

Максим Суханов
Короля Лира я играл в театре, да. Но не могу сказать, что он слабеет, скорее, он очищается и молодеет в страдании.

Сергей Сычёв
В нашем кино давно уже, если говорят о верующих людях, то это непременно святые («Остров», «Поп» и т.д.). Какой фильм ни возьми, все эти герои через подвижничество идут к святости. Хотя, по идее, любой обычный верующий человек – это человек, который идёт от падения к падению. К священникам люди ходят исповедоваться в одних и тех же грехах, и даже те, которые у них есть, всё равно превозмочь не могут. Как вы считаете, почему у нас в кино такая потребность в святых и такое невнимание к нормальному верующему человеку, который просто слаб?

Максим Суханов в спектакле «Ветер шумит в тополях» Римаса Туминаса


Максим Суханов
Тут может быть следующая причина - если брать какую-то причину, лежащую на поверхности. Одну из причин. Возможно, мы все склонны верить в чудеса. Верить в то, что существует нечто (вполне возможно, нас не особенно касающееся), что гораздо чище, чудеснее, что в конце концов приведёт нас к лучшей жизни, лучшей во всех смыслах. Почему я говорю, что это лежит на поверхности, - потому труднее всего помыслить то количество запретов, которое человек должен применять к себе в течение всей жизни. И прийти к тому, что будут существовать компромиссы, которые, как только ты начнёшь следовать им, будут тебя разрушать. И те вещи, которые нужно делать, и те, которые не нужно ни в коем случае. Поэтому такие люди - как луч кислорода, луч надежды, знание, что где-то уже что-то такое есть, к чему, просто прикоснувшись, без работы над собой, можно получить, ну скажем, те же качества, какими обладают святые. Я думаю, что это, прежде всего, исходит вот от такого желания. И здесь дело не столько в кинематографе, сколько в реальности вообще.

Сергей Сычёв
А вы, если чувствуете в себе такую потребность в чуде и сказке, вы её в себе сознательно отвергаете?

Максим Суханов
Я в жизни вообще очень сомневающийся человек. Я постоянно нахожусь на каких-то трёх-четырёх дорожках, у меня очень много фильтров. И я, в общем, нахожусь в постоянном изучении себя. Не знаю, так ли я ищу, те ли нужны запреты, и настолько ли я бескомпромиссен, но, во всяком случае, я об этом задумываюсь, и я к этому стремлюсь.
Орда
Максим Суханов

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100