Джон Лассетер, креативный директор Disney и Pixar, входит в число самых влиятельных кинематографистов в мире анимации. Вместе со Стивом Джобсом он стоял у истоков студии Pixar и, кому, если не ему, знать о будущих мультфильмах. В эксклюзивном интервью он поведал о том, какую исследовательскую работу проводят аниматоры для создания каждого отдельного мультфильма. И какая именно была проведена для анимации «Храброй сердцем», истории о рыжеволосой и вздорной шотландской принцессе Мериде.
Джон Лассетер открыл секрет успеха Pixar
Анастасия Примаченко
Во всех мультфильмах Pixar всегда много деталей, видно, что создатели уделили много внимания теме, антуражу, атмосфере. И даже в случае с «Храброй сердцем» шотландская природа, быт – всё проработано с большим знанием дела. Как вы этого добиваетесь?
«Храбрая сердцем» - новая совместная анимация двух студий. На этот раз её героиня - принцесса Шотландии, но и здесь Pixar внёс свои изменения в привычные мультфильмы Disney о принцессах
Джон Лассетер
Каждый раз, работая над тем или иным мультфильмом, я настаиваю, чтобы команда фильма как можно внимательнее изучала предмет, на базе которого мы создаём историю. И не обязательно, что мы будем изучать какие-то экзотические места или культуру. Например, для фильма «Вверх» мы просто выходили на лужайку рядом с офисом Pixar, забирались на самые высокие деревья или здания и смотрели по сторонам. Мы прикрепляли маленькие камеры к таким высоченным палкам, чтобы понять, как мир выглядит сверху, представить его с этой точки зрения. Мы многое узнали тогда. А для «Храброй сердцем» мы старались вдохновиться Шотландией. Мы хотели почувствовать Шотландию, показать её настоящей, такой, как она есть, а не такой, как её обычно изображают в голливудских блокбастерах. Наше правило: если мы делаем фильм на какую-то конкретную тему, мы хотим, чтобы зритель узнал о ней как можно больше, полюбил её, и, посмотрев мультфильм, сказал бы: «Вау! И как им это удалось?»
Для этого мы ездили в Шотландию несколько раз. Первые разы – просто для вдохновения, чтобы понять, что вообще из себя могла представлять Шотландия XIV века, её легенды, её жители. Мы пытались что-то понять про настоящую Шотландию, постичь её истинный дух. Потом, по мере развития проекта, мы стали внимательнее работать над деталями. Мы разрабатывали дизайн, искали художественные решения, думали, как мы изобразим скалы, замки, леса, водопады Шотландии. И особенно вот эти маленькие, голубые светлячки, которые указывают нашей героине путь. О них говорят легенды. Невероятно, но эти блуждающие огоньки и правда, время от времени то зажигаются, то исчезают на болотах, у них даже есть научное объяснение.
Кстати, мы готовим ещё один мультфильм, «День мёртвых», основанный на известном мексиканском празднике. И это будет что-то совершенно потрясающее! Он празднуется каждый год 1-го ноября, и это восхитительный день, который все проводят вместе со своей семьёй. Это очень красивый, жизнеутверждающий и интересный праздник.
Анастасия Примаченко
Да, и немного пугающий…
День мёртвых восходит к древней традиции индейцев майя и ацтеков. В этот день души мёртвых посещают дома своих родных и близких
Джон Лассетер
Мексиканцы так не думают, и потом, это только на первый взгляд. Он может быть пугающим по форме, но не по содержанию. Ведь это настоящий праздник института семьи. Мы тоже сначала думали: а, это что-то вроде макабры, чарующих плясок смерти. Но чем больше мы изучали его традиции, тем более особенным, одухотворённым он становился.
И для остальных мультфильмов мы делали то же самое. Например, «Тачки» - результат длительной предварительной работы. Мы путешествовали, изучали ландшафты. История была ведь о том, как прогресс постепенно уничтожает какие-то прежние черты жизни. Многим маленьким городкам и живущим в них людям прогресс как бы говорит: «Вы мне больше не нужны». Эта тема очень интересная и эмоциональная, и мы постарались её изучить как можно лучше, потому что уделяем особое внимание именно сюжету. История влияет на то, как будут выглядеть и вести себя герои. Я бы даже сказал, что на создание персонажей нас вдохновляет именно то, что нам удаётся узнать в процессе сбора материала и разработки сюжета. Автомобили в фильме «Тачки» - это портреты живых людей, которых мы встретили во время нашего путешествия по Трассе 66.
Анастасия Примаченко
Так же, как у каждого самолётика из мультфильма «Самолёты», или «Аэротачки», который вы как представитель Disney и Pixar готовите к 2013 году, есть приметы своей страны. Например, российский самолёт, один из участников гонок - забавная анимационная версия нашего классического самолёта.
Джон Лассетер
Мы ещё не закончили с дизайном наших героев, нам предстоит еще куча работы. Но нас очень вдохновила ваша олимпийская форма, такая красивая. В ней есть и традиция, и новаторство. Она просто фантастически смотрится. Я с восторгом рассматривал её в интернете, и до сих пор мы работаем над её воплощением в фильме.
Анастасия Примаченко
«Рататуй» в своё время был настоящим прорывом, настоящим удивлением. Предстоят ли нам в ближайшее время новые технические революции в анимации? Может, у вас уже есть какие-то заготовки, разработки, и это касается не только области 3D?
В 2008 году «Рататуй» получил «Оскар» как Лучший анимационный фильм. Кроме этого, у него были ещё четыре номинации, включая Лучший сценарий и Лучший звук
Джон Лассетер
Спасибо за тёплые слова в адрес «Рататуя», мы очень любим этот мультфильм. Технологии нас всегда вдохновляют. Они нам подбрасывают такие идеи, о которых мы сами никогда бы не догадались. Искусство всегда конструктивно конкурирует с технологией. Единство и борьба технологии и искусства - это тот самый «инь-янь», который можно считать символом успеха «Pixar». Все технические усовершенствования работают на усиление истории. Кто-то после этого может заключить, что технология – это что-то вроде святого Грааля, который способен решить все проблемы. Но это не совсем так, в реальности мы запускаем какую-то идею, а потом боремся за то, чтобы создать технологию, которая сможет эту идею воплотить. История, которую мы сейчас готовим, о том, что происходит в голове у девушки в буквальном смысле этого слова, очень сложная. Она будет по своему воплощению радикально отличаться от всего, что мы прежде делали. Но мы ничего не сделали бы с технологией, если бы не возникла вот эта идея. Поэтому забавная штука получается: всё в руках авторов и режиссёров, именно они решают, в какую сторону направить технологии. И ещё – зрители, от них тоже многое зависит.