Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Роберт Макки и универсальные секреты сценарного мастерства

Интервью с известным преподавателем накануне его визита в Россию

На следующей неделе Роберт Макки приедет в Россию и проведёт свой семинар по сценарному мастерству. Пока же мы нашли его в Лондоне и в перерыве между его лекциями задали ему несколько вопросов. Макки производит впечатление человека, уверенного в том, что он говорит, но готов услышать чужое мнение и аргументированно противостоять ему. И принять, если это мнение оказывается верным - большая редкость не только для всемирно известных преподавателей. Тем, кто уже внёс в свои планы посещение лекций Макки, следует иметь в виду, что он требует от слушающих его курс знакомства с его книгой «История на миллион».

Роберт Макки и универсальные секреты сценарного мастерства

Роберт Макки и универсальные секреты сценарного мастерства

Сергей Сычёв
Вы утверждаете, что в последнее время принципы написания сценариев изменились. Так почему вы выбираете фильм «Касабланка» для тщательного анализа на своих лекциях? Почему не что-то более современное?

Роберта Макки регулярно просят проанализировать на его лекциях «Аватар»


Роберт Макки
Нет, вы всё неправильно поняли, или меня просто цитируют неправильно. В последнее время отношение к сценариям стало более пренебрежительным – вот это факт, хотя и довольно грустный, и я об этом постоянно говорю. А сами принципы остаются и будут неизменными, пока человечество остаётся человечеством. Теперь что касается фильма для разбора. Что бы вы хотели видеть объектом для анализа? «Аватар»? А зачем? Чтобы понять, как сделать такой же сценарий и срубить несколько миллионов? Вы смеётесь, но многие именно для этого приходят на мой курс: чтобы я научил их незаметно воровать чужие идеи. Существенная часть начинающих сценаристов уверены, что стоит понять, как написан тот или иной сценарий известного фильма, и к ним выстроится очередь режиссёров, желающих ставить фильм по их тексту. Они не понимают, что одно дело – понять законы драматургии, и это необходимо делать на лучших представителях кинематографа. Другое дело – пользоваться чужими идеями, что никогда не приводит к успеху. «Касабланку» я выбрал после долгих экспериментов с другими фильмами, которые я разбирал на своих занятиях, потому что именно в этой прекрасной картине идеально совмещены несколько линий, в которых есть всё, что угодно: политика, драма, любовь и многое другое. Такое сочетание очень редко можно встретить, но об этом я буду подробнее говорить на своём семинаре, где, кстати, упомяну и десятки других картин. «Аватар», между прочим, я считаю ужасным, лживым фильмом.

Сергей Сычёв
Принципы драматургии остаются, но можно ли сказать, что каждое время приносит новых персонажей? Скажем, герои «Сумерек» не могли бы появиться раньше?




Роберт Макки
Нет, персонажи, как и люди, не меняются. Могут так или иначе проявляться одни и те же свойства этих персонажей, могут меняться системы ценностей, но пороки и недостатки у людей были точно такими же ещё в Древнем Египте. И нужно им было то же самое. Прочтите мою книжку перед тем, как приходить на мои занятия, там всё об этом написано.


Сергей Сычёв
Мы часто узнаём, что в Голливуде сценарии после опытных авторов переходят в руки новичков, которые их дописывают. Насколько эта практика полезна?

«Сумерки» - это фильм о таких же людях, как те, кто жил в Древнем Египте, считает Макки


Роберт Макки
Это не так уж часто бывает. Как правило, в тех случаях, когда «опытный автор» просто поленился сходить в кафе и послушать, как говорят современные люди, и в результате у него в сценарии, при всём его драматургическом совершенстве, не хватает речевых деталей из окружающего мира. Тогда продюсеры и зовут молодого автора, который добавит немного сленга и пару подробностей из вечерних выпусков новостей, чтобы всё казалось живее юной аудитории. Никакой трагедии я в этой практике не вижу. Продюсер не хочет рисковать. Он даёт сценарий всем, кому доверяет и чьё мнение ценит, потому что ему важно создать хороший фильм. Иногда один сценарий переправляют по десять человек. Тут важно не заблуждаться и не считать сценарий каким-то самостоятельным произведением искусства, неприкосновенным, священным. Он всего лишь часть кинопроизводства и нужен лишь для того, чтобы «умереть» в фильме.


Сергей Сычёв
Модифицируете ли вы свой курс в зависимости от того, в какую страну вы едете? Знакомитесь ли с её киноиндустрией? И что вы припасли специально для России?



Роберт Макки
Я этого не делаю по принципиальным соображениям и ничего для России не готовил. Мои занятия в Москве будут такими же, какими они были всегда и везде. Голливуд чрезвычайно успешен потому, что создаёт универсальные истории, понятные людям любой страны. И мне важно научить людей не тому, как им говорить о своей стране и для своей страны, а тому, как им заговорить со всем миром о конкретных людях, которые всем будут понятны. Ведь понимаете, люди, как правило, идут в кино не для того, чтобы ещё раз увидеть в кадре соседний двор. Они хотят оказаться в другом пространстве, где они в жизни никогда не смогли бы побывать. Но в этом пространстве должно быть при этом что-то узнаваемое, чтобы зрители могли погрузиться внутрь этого пространства, какое-то время пожить по его законам, напоминающим наши. Другой мир, но при этом понятный, родной.

О семинаре Макки читайте также "здесь":http://filmpro.ru/journal/15567244.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100