Ты решаешь, что смотреть

Журнал

Фёдор Бондарчук: «Если IMAX вкладывает в «Сталинград» деньги с шестью нулями, значит он в него верит!»

Эксклюзивное интервью с создателем первого российского фильма в IMAX 3D

Новый проект Фёдора Бондарчука, создателя «Девятой роты» и «Обитаемого острова», - масштабная военная драма «Сталинград». Картина расскажет об одном из самых ярких эпизодов Сталинградской битвы, обороне дома Павлова, и станет первым российским фильмом, который выйдет в международный прокат в IMAX 3D. В эксклюзивном интервью «Фильм Про / Индустрии кино» режиссёр рассказал о том, почему рискнул снять серьёзный военный фильм в трёхмерном формате, и о национальных особенностях компьютерной графики.

Фёдор Бондарчук: «Если IMAX вкладывает в «Сталинград» деньги с шестью нулями, значит он в него верит!»

Фёдор Бондарчук: «Если IMAX вкладывает в «Сталинград» деньги с шестью нулями, значит он в него верит!»

Фильм Про
Российское кино редко выходит в международный прокат. А если и выходит, то редко собирает большие деньги. Почему, на ваш взгляд, «Сталинград» должен выступить лучше, чем его предшественники, и какая сумма кассовых сборов за пределами России для вас была бы показателем успеха? Насколько вы рассчитываете на российский, а насколько - на международный прокат?

Кадр из фильма «Сталинград»



Фёдор Бондарчук
В международный прокат, в основном, выходят российские фильмы, которые взяли призы на международных фестивалях. Всё-таки в большинстве случаев это не для широкого зрителя. Примеры из последних - хороший прокат «Елены» Звягинцева, «Фауст» того же Сокурова. Но всё-таки это кино не для широкого зрителя. Похожих примеров из новейшей истории российского кино я не припомню, только моего товарища Тимура Бекмамбетова со всеми «Дозорами». Почему должно пойти? Я не знаю, я - надеюсь. Мы сами и удивлены, и радуемся такому вниманию. Мы готовились к тому, чтобы по-другому показать и раскрыть тему нашей истории на фоне больших событий. Показать с новыми техническими инструментами, поэтому и стереокино. Картина по конструкции сценария, мне кажется, международно доступна и понятна. А на какую сумму рассчитываем? Я вообще боюсь о таких вещах говорить и загадывать. Для меня это впервые. Я знаю, что (говорю сейчас не о нашем дистрибьюторе Sony Pictures, а конкретно о компании IMAX) у них очень агрессивная политика. Вот, например, Китай и Корея. Уже все знают, что на этих территориях военное кино и военную драму любят и смотрят. Не только американское кино, но и своё. В Германии, Франции тоже интересно. В Германии потому, что картина процентов на 30, может, чуть больше даже, на немецком языке. В России она пойдет с субтитрами, в Германии и немецкоговорящих странах её услышат без перевода. Вот эта совокупность составляющих дает нам право надеяться, а дальше... Во всяком случае, мы сделали всё от нас зависящее.



Фильм Про
Что значит для российской киноиндустрии появление фильма на «СинемаКоне»?




Фёдор Бондарчук
На «Синемаконе» это беспрецедентный случай, и не только для российской индустрии. Насколько я знаю - нет, я точно знаю, что большие мейджоры в своих пакетах никогда не показывали нестудийные картины. Был один случай с Энгом Ли, с «Крадущимся тигром, затаившимся драконом». И больше прецедентов не было. Те, кто прокатывает кино, владельцы больших киносетей, которые сегодня придут на «Синемакон», ещё не знают, что там будет показан ролик «Сталинграда». Это интересно. А что это значит? Я не знаю. Примеров тому не было, значит, так как это в первый раз за историю современного проката, это хотя бы достойно внимания. А мы все, зажимая пальцы, надеемся на то, что зрители хорошо примут. Не зрители, а именно профессиональное сообщество примет. Сейчас мы говорим только про ролик.



Фильм Про
Будет ли международная версия фильма отличаться от локальной российской? Если да, то чем и почему? Будет ли фильм дублироваться на английский язык или выйдет с субтитрами?



Фёдор Бондарчук
У нас решён вопрос с международным прокатом. Всё, кроме территории Соединенных Штатов Америки, потому что в Америке картину будут ставить в прокат только по стопроцентной готовности компьютерной графики. Картину в том состоянии, в котором она сейчас, то есть с неготовой графикой, без цветокоррекции и не озвученную, уже готовят к прокату в Европе, Китае и Корее. По поводу Америки - чуть позже. Картина будет выходить на русском и немецком языках, как она звучит в оригинале, и с субтитрами - так же, как в России она будет выходить с субтитрами во время немецких реплик. Мы не будем её дублировать. И в том же виде, в котором она существует, то есть в единственном виде. Она не перемонтирована к показу на других территориях. Но это не касается проката в Америке. Там что-то может быть по-другому.




Фильм Про
В чём глобальная идея создания фильма «Сталинград» Ваша цель - показать, что происходило в то страшное время в Сталинграде? Или рассказать личную историю персонажей на фоне грандиозных мировых событий?




Фёдор Бондарчук
И то, и другое. Мы построили огромную декорацию, и подобного отношения к своему делу я давно уже не видел. Надо отдать должное моим товарищам, и, в первую очередь, Сергею Иванову, художнику-постановщику «Сталинграда»: аналогов этой декорации и таких подробностей воссоздания эпохи и быта я просто не видел. Она на меня производила и производит неизгладимое впечатление. Визуальный ряд, мне кажется, интересен. Во всяком случае, мы приложили к этому все усилия. И - история. Всё же началось, когда сценарий и сама история попали мне в руки. История маленькая. Шесть человек попадают в один дом, который как кость в горле стоит у немцев, чтобы пробить или раздолбить одну из существующих переправ через Волгу. В этом доме происходит событие с маленькой девочкой, которую нашли эти шесть человек, и там - их война. Война не «за Родину, за Сталина», а за какие-то другие вещи. И у каждого своя война. Здесь я вспоминаю «Девятую роту». Учитывая, что средняя продолжительность жизни у солдата там, по-моему, была один день - ну, разные сведения: 18 часов, 8 часов, всё равно это день, не больше... То, ради чего эти люди отдавали свою жизнь внутри котлована, который по напряжению и по драматизму событий не имеет аналогов, их мотивация - вот основа нашей истории. Она идёт от малого к большому или от малого через большое, но вот это малое - оно очень напряженное. Я всё-таки снимаю кино эмоционального подключения - оно в меньшей степени умозрительное. И поэтому можно как угодно разбирать «Девятую роту» на предмет соответствия историческим фактам. По поводу той истории, на той известной высоте, я тысячу раз повторял и повторю ещё раз: это не документальное следование событиям. Так и в «Сталинграде». Там не будет Чуйкова и там не будет пленения Паулюса, там не будет генералов и красных или синих линий на карте. Это будет человеческая история на фоне больших событий. А под большими историческими событиями мы попытались сделать еще и интересный визуальный ряд.

Трейлер фильма «Девятая рота»



Фильм Про
Каким образом будет выбираться дата выхода в прокат? Хотите ли вы, чтобы она была жёстко приурочена к вехам истории Сталинградской битвы или будете выбирать наиболее удачную с точки зрения проката? Будут ли проводиться какие-то специальные кампании по продвижению фильма на Западе?



Фёдор Бондарчук
По поводу кампании по продвижению - это скорее всё-таки вопрос к «Сони Коламбия», потому что это наш дистрибьютор. Если говорить о недавних наших работах - как мы работали с прокатной судьбой и премьерной судьбой «Духless», так же и здесь: маркетинговую политику картины будет определять дистрибьютор. Что касается даты - в первую очередь, она не будет приурочена к какому-то событию, она встанет в максимально комфортное время для того, чтобы как можно дольше простоять. Все знают, что сегодня без большой конкуренции простоять две недели - это уже успех. Поэтому мы будем думать в первую очередь о том, в какое время встать. Я думаю, это будет от конца сентября до середины ноября. Когда определимся с точной датой выхода «Сталинграда» в прокат, мы об этом скажем.




Фильм Про
У крупных зрелищных релизов доля IMAX в общих сборах приближается к 10%. Имеет ли смысл в таком случае выпускать картину в IMAX на особых условиях? Прежде всего, раньше по времени? С дополнительными сценами?



Фёдор Бондарчук
Раньше по времени - безусловно, и, скажем так, не перед широким прокатом. Это идея не только наша, но и IMAX - стоять одну неделю, а может быть, и две только в IMAX. Каких-то специальных условий нет, но это не просто - «встать» в IMAX или подписать контракт с IMAX. Всё-таки они вкладывают в картину деньги, и они должны, в первую очередь, верить в неё, потому что это деньги, исчисляемые шестью нулями. Они должны за свои деньги конвертировать картину в IMAX не только по изображению, но и по звуку, потому что этого требует система. Это первое. Второе. Они выбирают, и есть ещё один релиз, который обсуждают с этой точки зрения. Наш фильм будет первым из российских, но мы прошли большой путь убеждения и, конечно, они посмотрели всю картину. Мы летали в Лос-Анджелес, специально готовили трейлер и показывали в самом большом частном IMAX-кинотеатре в Калифорнии. Они видели картину, её прекрасно знают, и принятие решения, конечно, связано с деньгами и с бюджетом. Это был достаточно долгий путь. Поэтому они сами будут распоряжаться судьбой картины. Возвращаясь к вашему вопросу - если она встанет раньше, я только за и надеюсь, это будет интересно.



Фильм Про
Каков хронометраж фильма?



Фёдор Бондарчук
Сто двадцать минут без титров.




Фильм Про
Вы делаете большой исторический фильм. Но делаете его в формате 3D. Насколько известно, решение о съемках «Сталинграда» в 3D было принято не сразу. Когда и как появилась эта идея? И как в итоге было принято решение о формате IMAX? Не кажется ли вам, что формат 3D в глазах многих зрителей может обесценить такое большое произведение как культурную ценность? Может для многих ассоциироваться с так называемыми попкорновыми развлекательными фильмами?




Фёдор Бондарчук
А мы выходим не только в формате IMAX. Мы предлагаем посмотреть картину и в формате стереокино, 3D, а кто хочет, может посмотреть ее просто в 2D. Сегодняшнее время даёт дополнительную возможность реализовать извечное желание всех режиссеров и всех создателей кинопроизведений - сократить расстояние между экраном и зрительным залом. Ничего более. Те 15 процентов, которые не воспринимают стереокино, как не ходили в кинотеатр IMAX или на стереокино, так и не будут ходить. Мы действительно не сразу приняли это решение. В определённый момент я хотел отказаться от этой затеи, понимая, что мы просто не поднимем это. Но шаг за шагом мы составили список из двухсот пунктов, которые нам надо проконтролировать, и пошли в это рискованное путешествие. И сравнивать-то не с чем, потому что, по большому счёту, это первая военная драма в 3D и в этом формате. Всё, что до этого было показано, - или научная фантастика, или комиксы марвеловские, где всё равно нет такого драматического конфликта. Всё равно, это рядом с entertainment, развлечением. Это достаточно рискованный шаг, но мы попытались: не использовать этот шанс я просто не мог. Я рискую часто, и на кинематографическом пространстве в первую очередь. Начинать путешествие с тем же «Обитаемым островом», не имея ни индустрии как таковой, ни макетов, ни компьютерной графики, которую подняли, и так далее, - это тоже было рискованное решение. Другое дело, что можно воспринимать картину как угодно. История со «Сталинградом» немножко другая. Мы выступили на своей территории, нам с детства до боли знакомой, поэтому во время съёмочного периода все составляющие сошлись. Это эксперимент, поэтому есть возможность посмотреть картину во всех трёх форматах. Выбирать будет зритель.

Трейлер фильма «Обитаемый остров»

Фильм Про
Во время создания и после выпуска «Обитаемого острова» вы не раз говорили, что российская индустрия не готова к фильмам такого масштаба. Прошло три года - изменилась ли индустрия? «Сталинград» даётся вам легче «Острова»


Фёдор Бондарчук
Я уже отчасти ответил на этот вопрос. Мы выступаем на своей, изведанной территории. И то, что касается строительства декораций, и тот мир, который мы воссоздаем, и даже графика. «Остров» - к сожалению, уже в конце пути - дал мне опыт знакомства с уникальными русскими художниками компьютерной графики, которые сейчас делают «Сталинград». И по общей оценке нет никакой разницы с тем, что делают сегодня на Западе. Но это не роботы летающие. Это та пластика, эстетика и история, которую мы знаем, которую мы впитали с молоком матери. Мы не открываем здесь новые территории, нам не нужен концепт-дизайнер для этой картины. Нам нужно просто это правильно реализовать. Поэтому здесь, конечно, совсем другая планета, нежели Саракш в «Обитаемом острове»




Фильм Про
Можно ли считать «Сталинград» большим авторским кино?



Фёдор Бондарчук
Я не знаю. Но «большое авторское кино» - это хорошая, интересная формулировка. Наверное, да.
Сталинград, Обитаемый остров: Схватка, Обитаемый остров, 9 рота
Фёдор Бондарчук

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100