Ты решаешь, что смотреть

Журнал

Перемены на рынке потокового видео: Spotify освоит новую бизнес-модель

Музыкальный сервис готовит эксклюзивный видео-контент

На рынке платных видеоприложений и сервисов наметились кардинальные перемены. Компании увеличивают степень своей независимости от правообладателей контента путём создания собственного. Проверить на прочность новую бизнес-модель рискнёт музыкальный сервис Spotify, вдохновлённый результатами Netfilx и HBO.

Перемены на рынке потокового видео: Spotify освоит новую бизнес-модель

Перемены на рынке потокового видео: Spotify освоит новую бизнес-модель

Шведский музыкальный сервис Spotify, предлагающий легальный стриминг музыки многих мэйджорских и независимых лейблов, стоит на пороге существенных преобразований. Компания намерена расширить свой бизнес, предлагая помимо музыки по требованию, ещё и видео. Руководство Spotify рассматривает возможность инвестирования в оригинальный контент, которое позволит компании потягаться с таким тяжеловесом, как Netflix. В отдалённой перспективе подобная метаморфоза позволит сервису составить конкуренцию даже самим производителям контента, а также его поставщикам, например, HBO.

Сейчас Spotify ищет партнёров, которые смогут принять участие в финансировании и создании эксклюзивного контента. Пока не ясно, могут ли эти переговоры привести к новому раунду инвестиций в саму компанию. Согласно документам, компания Spotify уже стоит миллиарды долларов благодаря нескольким внушительным вложениям от сторонних инвесторов. Например, недавний вклад в размере $100 млн. от компаний Coca-Cola и Goldman Sachs увеличил номинальную стоимость Spotify до $3 млрд.

Несмотря на то, что сервис Spotify, существующий на рынке с 2008 года, приобрёл огромную популярность среди пользователей, его бизнес-модель остаётся достаточно неустойчивой.


Постоянными подписчиками Spotify являются более 15 миллионов человек. Платными услугами сервиса пользуются 2,5 миллиона

Причина кроется в том, что компания Spotify не является владельцем музыки, которую предлагает своим клиентам. Эти права принадлежат музыкальным лейблам, и Spotify обязан оплачивать каждое прослушивание любого предлагаемого трека. А по мере роста популярности сервиса, музыкальные компании поднимают расценки. При создании Spotify, учредители рассчитывали на то, что со временем сервис приобретёт настолько прочную репутацию, что сможет диктовать свои условия при переговорах с правообладателями. Однако, этого не произошло. Частично потому, что компания не является единственным игроком на рынке и ей приходится соглашаться на те же расценки, которые поставщики контента предлагают и её конкурентам. Таким образом, несмотря на то, что сервис Spotify приносит музыкальным лейблам значительный доход, он всё ещё зависит от них больше, чем они от него. Каким же образом открытие нового бизнес-направления "видео-по-требованию", на подобии Netflix, поможет решить эту проблему?

Год назад компания Netflix столкнулась с точно такой же проблемой – только в сегменте видео, а не музыки. На тот момент компания не являлась правообладателем ни одного тайтла из своей библиотеки, что давало возможность голливудским студиям навязывать ей запредельно высокие расценки на использование своего видеоматериала. Руководство Netflix рискнуло пойти непроторенным путём: запустить производство оригинального контента, а также реализовать его через свой сервис.

В мае 2011 года компания Netflix буквально потрясла индустрию, инвестировав $100 млн. на создание двух сезонов «Карточного домика», каждый по 13 серий. И это не включая маркетинговые расходы на расклейку рекламных плакатов по всей стране.


Трейлер сериала «Карточный домик»

Основную ставку Netflix сделала на то, что «Карточный домик» Дэвида Финчера с Кевином Спейси в главной роли не только привлечёт новых подписчиков, которые останутся лояльными пользователями сервиса даже после просмотра всех 13-и эпизодов первого сезона. В долгосрочной перспективе эти подписчики могут сгенерировать более чем достаточный доход, который с головой окупит затраты компании по «Карточному домику». Пока не ясно, окупится ли азартная игра Netflix - не в правилах компании делиться статистикой просмотров. Кстати, недавно компания опубликовала довольно оптимистичный квартальный отчёт — и за две недели её акции выросли примерно на 80%. Ещё полгода назад Netflix оценивали в 3,5 раза дешевле, а позапрошлым летом — более чем в 1,5 раза дороже.

Трейлер сериала «Хэмлок Гроув»:

На подходе и другие проекты компании - 19 апреля на канале стартует сериал про оборотней «Хэмлок Гроув» от режиссёра Элая Рота, который известен широкой публике своими «Хостелами» и участием в «Бесславных ублюдках». А в мае Netflix планирует выпустить 14 серий ситкома «Замедленное развитие», "обитавшего" на канале Fox с 2003 по 2006 годы и реанимированного силами гиганта по раздаче потокового видео. Компания намерена придерживаться изначально выбранной стратегии и давать зрителю доступ сразу ко всем эпизодам запускаемых ими проектов, формируя новую культуру потребления сериалов для on-demand generation.

Трейлер сериала «Замедленное развитие»

Похожий план осуществила в своё время компания HBO, изначально известная, как кабельный канал, запускающий показ фильмов после их кинотеатрального проката. Со временем, компания начала производство оригинального контента, как «Клан Сопрано» и «Секс в большом городе». Несмотря на то, что подобные программы являются довольно дорогими в производстве, они привлекают долгосрочных подписчиков. Теперь HBO - основная собственность в самом высокодоходном подразделении Time Warner.

Сегодня, люди платят $15-20 в месяц, чтобы подписаться на HBO и получить доступ к эксклюзивным сериалам канала, например, таким как «Девчонки» или «Игра Престолов».


Трейлер сериала «Игра престолов»

А совсем недавно знаменитый американский интернет-магазин Amazon, уже давно мечтавший заняться производством собственных сериалов, запустил разработку сериала по мотивам комедийного хоррора «Добро пожаловать в Zомбилэнд» 2009 года. Увидеть его смогут подписчики онлайн-сервиса Amazon Instant Video. Каждая серия будет длиться по полчаса, правда, сколько именно серий планирует для начала снять разработчик, пока неизвестно. Сценарной частью занимаются авторы исходного фильма Ретт Рис и Пол Верник.

Трейлер фильма «Добро пожаловать в Зомбилэнд»

Другой сервис - Hulu - хоть и опережает конкурентов в том, что касается эксклюзивных сделок с телеканалами и производителями контента (во многом это обусловлено дочерним статусом компании в отношении Disney и NewsCorp.), но уступает в таких аспектах, как производство собственного продукта и присутствие на международных рынках (помимо США Hulu доступен только на территории Японии). Однако, и Hulu не пренебрегает заработать на собственном контенте - например, в 2011 году звезда киноленты «Коматозники» и сериала «24», канадский актер Кифер Сазерленд (и создатель фильма «Тени на солнце»), а также автор картины «Воскрешение» Брэд Мирман сняли мини-сериал под названием «Исповедь».

Трейлер сериала «Исповедь»

В декабре 2012 года выручка Hulu выросла на 65% - до $695 млн, количество платных подписчиков портала достигло 3 млн. Однако, контролирующие акционеры видеохостинга Walt Disney Co. и News Corp. Руперта Мердока имеют различные взгляды на дальнейшую судьбу компании. В частности, они обсуждают варианты изменения бизнес-модели или даже её продажи. Тогда как Disney считает, что Hulu должна генерировать выручку за счёт рекламы, которая транслируется во время показа передач, News Corp уверена, что целесообразнее ориентироваться на систему платной подписки.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100