Ты решаешь, что смотреть

Журнал

Итоги 2011: Успехи и неудачи российского кинорынка

Самые яркие тренды отечественной киноиндустрии уходящего года

Итоги года для отечественной индустрии сильно отличаются от тех итогов, что мы подвели для мирового и американского рынков. Кинопрокат в нашей стране растёт, но государство так и не сумело сделать его прозрачным. Голливудские блокбастеры зарабатывают у нас миллионы, а российское кино редко пользуется популярностью. Отечественным продюсерам проще попасть в расписание престижного кинофестиваля, чем в сетку релизов российских дистрибьюторов. Одним словом, у нас по-прежнему много проблем, но ведь за год было и немало достижений...

Итоги 2011: Успехи и неудачи российского кинорынка

Итоги 2011: Успехи и неудачи российского кинорынка

Миллиардом больше...


"Пираты Карибского моря: На странных берегах" собрали более 1,7 млрд. руб. заняв вторую строчку в списке самых кассовых фильмов российского проката за всю его историю


Совокупные кассовые сборы фильмов в отечественном кинопрокате по итогам 2011 киногода составили более $1,155 млрд. (около 37 млрд. руб.) Это почти на 12% выше, чем в прошлом году. Заветная отметка в $1 млрд. покоряется второй год подряд. Российский кинопрокатный рынок вот уже несколько лет неуклонно растёт, хотя, по сравнению с показателями 2010 года, (+36,8%) этот рост немного замедлился.

Список картин, собравших в российских кинотеатрах больше миллиарда рублей, в 2011-м увеличился на четыре фильма («Пираты Карибского Моря: На странных берегах», «Кот в сапогах», «Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны» и «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2»). Вместе с ростом кассовых сборов выросла и средняя цена кинобилета. Однако пока это обстоятельство никак не сказывается на посещаемости. Она, несмотря ни на что, тоже увеличивается. Увы, пока это не относится к фильмам российского производства.

Неудачный год для российского кино


Биографическая драма "Высоцкий. Спасибо, что живой" оказалась счастливым исключением из общей тенденции

Для отечественных фильмов год действительно оказался не самым хорошим. Доля сборов лент российского производства к концу кинопрокатного года снизилась до 12% (это самый низкий результат за последние пять лет). Многочисленные опросы констатировали слабый зрительский интерес к российскому кино, едва ли не самый слабый с начала 2000-х. На этом фоне число отечественных картин в прокате сократилось (43 фильма, тогда как ещё три года назад их было в два раза больше).

Впрочем, конец календарного 2011 года прошёл на мажорной ноте. Три крупнейших релиза – «Бой с тенью 3: Последний раунд», «Высоцкий: Спасибо, что живой» и «Ёлки 2» уже бьют все рекорды по сборам, а в новый год зрителей ожидает премьера ещё двух безусловных кассовых хитов – фильма «О чём ещё говорят мужчины» и анимационной комедии «Иван Царевич и Серый волк».

Россия - своя в европейском кинопроцессе


Полноправное членство Eurimages позволит отечественному кино активнее развивать новое направление

Российским продюсерам и режиссёрам стало легче находить средства на свои картины. Наша страна вступила в Eurimages - европейский Фонд поддержки производства кино, став его полноправным участником. На гранты от фонда могут рассчитывать 36 стран, проекты которых уже получили как минимум 50% подтверждённого бюджета (при этом желательно, чтобы значительная часть бюджета картины была профинансирована государством).

Отныне и российский государственный «Фонд кино» будет объявлять конкурс на финансирование картин совместного производства. Прежде всего, российско-французского, российско-немецкого и российско-итальянского. Параллельно с этим в 2011 году «Фонд кино» вместе с Национальным центром кинематографии Франции создал российско-французскую киноакадемию.

«Централ Партнершип» - компания-ньюсмейкер года


В 2011-м "Централ Партнершип" значительно обновился. Новый логотип компании - только вершина айсберга

Крупнейшая кинокомпания страны «Централ Партнершип» в этом году чаще, чем когда-либо мелькала в сводках новостей и аналитических статьях экспертов кинорынка. Смена руководства не повлияла на результаты работы компании: "ЦПШ" ударно отработала год, возглавив по его итогам рейтинг самых успешных кинопрокатных компаний.

Среди других успехов - заключение эксклюзивного шестилетнего контракта с крупнейшим независимым кинопроизводителем Summit Entertainment, назначение новой команды креативных продюсеров и запуск двух больших проектов: «Уланская баллада» и «Марафон».

«Фауст» Сокурова - триумфатор Венецианского кинофестиваля


В 2011-м Венецианский кинофестиваль снова чествовал российское кино

Для российского авторского кино 2011 год стал очень удачным. Отечественная драма «В субботу» участвовала в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля. В Каннах 2011 Россию в конкурсе «Особый взгляд» представляли фильмы «Охотник» Бакура Бакурадзе и «Елена» Андрея Звягинцева. Эти картины остались без больших наград, однако, это обстоятельство было в полной мере компенсировано в сентябре 2011 года. Новый фильм Александра Сокурова «Фауст» стал триумфатором Венецианского кинофестиваля, завоевав главный приз - «Золотого льва».

Кроме того, в списке безусловных удач российского кинематографа стоит отметить картину «Портрет в Сумерках», которая принимала участие в венецианской программе "Авторские дни", а чуть позже успешно прокатилась по кинофестивалям разных стран мира.

Российское авторское кино остаётся без дистрибьюторов...


Фильм Андрея Звягинцева - пока самый удачный пример самостоятельного проката картины её создателями

... а потому появляется в кинотеатрах без их помощи. Это явление отечественного кинорынка в 2011 году получило ёмкое название "самокат". Продюсеры отечественных картин, в основном независимых и авторских, не сумев договориться с крупными дистрибьюторами, начинают самостоятельно заниматься прокатом своей продукции. Первой ласточкой ещё в 2010-м стал фильм «Овсянки» (сборы 13 млн. руб.), а в 2011-м это явление уже превратилось в тренд.

«Елена» (сборы более 21,8 млн. руб.), «Огни притона» (сборы 4,8 млн. руб.), «Портрет в сумерках» (нет данных о сборах), «Бездельники» (сборы 104 тыс. руб.), «Борис Годунов» (нет данных о сборах) - вот лишь несколько примеров "самоката". К сожалению, более или менее коммерчески успешной среди них можно назвать только историю «Елены» продюсера Александра Роднянского.

Мировые киножурналы заговорят по-русски


Главные редакторы русских изданий Variety и The Hollywood Reporter - известные киножурналисты

В конце 2011-го заявили о себе сразу два будущих проекта - русскоязычные версии зарубежных изданий о кино. Стало известно, что уже в начале 2012 года в продажу поступит первый выпуск одного из самых авторитетных киножурналов мира – Variety, а его главным редактором станет известная телеведущая и глава «Совэкспортфильма» Екатерина Мцитуридзе.

Основным конкурентом Variety в США является The Hollywood Reporter (THR) – киножурнал, чья русскоязычная версия также появится на прилавках в начале 2012 года. Её главным редактором станет Иван Кудрявцев – ведущий программы «Индустрия кино» на каналах «Россия 2» и «Россия 24». Заявлено, что тираж THR в России будет больше, чем у Variety.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100